Header image
По интересующим Вас вопросам можете звонить по телефону (388 22) 22-2-84, (388 22) 2-26-05

Капитальный ремонт: расставить все точки над i

Автор: admin Рубрика: Новости

Капитальный ремонт: расставить все точки над i

Вышедшая в предыдущем номере газеты «Звезда Алтая» статья Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай Семена Шефера под названием «Где деньги, Зин?» вызвала недоумение у руководства специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай». Генеральный директор фонда Эльвира Гуляева и ее заместитель Галина Ширыкалова решили дать обширный комментарий этого материала, множество положений которого, по их словам, не соответствует реальному положению дел.

Расходы – строго по назначению

Собеседницы нашего издания обозначили принципиальную позицию: утверждение, что средства собственников квартир уходят в неизвестном направлении, отправляются на счета коммерческих фирм, совершенно недопустимо.

Они пояснили: фонд создан правительством республики, его учредителем выступает Министерство регионального развития РА, и вся деятельность организации регулируется и находится под постоянным контролем вышестоящих органов. Ежемесячно ФКР представляет в министерство отчеты, в которых отражены суммы собранных средств собственников и объекты, на ремонт которых они расходуются, в порядке, установленном жилищным законодательством. А в нем четко прописано, что взносы могут быть направлены только на проведение капремонта общего имущества домов в соответствии с перечнем, утвержденным в соответствии с Жилищным кодексом РФ и региональным законом о капитальном ремонте.

Акт выполненных работ подписывается не только заказчиком и подрядчиком, но и уполномоченными представителями собственников, муниципалитета и организации, осуществляющей технический надзор. Таким образом, фонд предоставляет на оплату выполненных работ в кредитное учреждение по капитальному ремонту дома документ, в котором фигурирует как минимум пять подписей. Средства фонда могут быть направлены на оплату выполненных работ, разработку проектно-сметной документации и услуги технадзора. И ни на что более. Кредитные организации осуществляют контроль, и у фонда нет никакой возможности «увести» куда-то хотя бы рубль.

Особенно возмутило руководство фонда утверждение, что средства собственников якобы «остаются на счетах третьих лиц, ведущих частную коммерческую деятельность». Во-первых, фонду заниматься коммерцией запрещает законодательство. Во-вторых, исходя из требований законодательства, каждый субъект РФ устанавливает для себя коэффициент финансовой устойчивости деятельности регионального оператора. В Республике Алтай таковой составляет пять процентов. Соответственно на счете ФКР должно постоянно находиться пять процентов от суммы собранных средств. Остальное уходит на оплату выполненных работ подрядным организациям.

За соблюдением закона осуществляется постоянный контроль. Помимо многочисленных запросов антимонопольной службы, органов прокуратуры и муниципалитетов с начала этого года, отметили представительницы фонда, было проведено пять серьезных проверок использования средств – по линиям федерального Фонда реформирования ЖКХ, Росфиннадзора и Министерства регионального развития.

Кроме того, существует строгая система отчетности. Региональный фонд капитального ремонта, отметила Эльвира Гуляева, ежемесячно отчитывается Фонду реформирования ЖКХ, показывая сбор средств и выполненные работы в разрезе каждого дома, включенного в региональную программу. Сегодня по республике в таковую входят 427 домов.

Платить или не платить?

Волнение в обществе в свое время вызвал вопрос, почему плата за капремонт взимается с населения без заключения письменных договоров. «Однако законодательство не обязывало заключать договоры в письменной форме, — пояснила Эльвира Гуляева, — да это было и нереально, учитывая, сколько в республике собственников жилья». Жилищный кодекс предусматривал заключение договора публичной оферты, и региональный фонд в соответствии с требованием закона опубликовал таковой в сети Интернет и газете «Звезда Алтая».

Тем не менее отдельные собственники пришли к выводу: если с ними лично не заключен договор, следовательно, и платить взносы нет оснований. Однако плата взимается не в силу заключенного договора, а на основании закона. Статья 169 Жилищного кодекса гласит, что собственник жилья в многоквартирном доме, включенном в программу капремонта, обязан уплачивать соответствующие взносы. Результаты судебных разбирательств, начавшихся с апреля нынешнего года в российских регионах, это подтвердили.

А 29 июня в соответствии с Федеральным законом №176-ФЗ требование, касающееся заключения договора, было вовсе исключено из жилищного законодательства.

Все прозрачно и в интересах граждан

Вопреки утверждению автора статьи доступность для граждан и прозрачность информации о расходовании средств обеспечены в максимальном объеме, подчеркнула Галина Ширыкалова. Каждый житель может узнать, сколько средств собрано по дому, в котором он проживает, на федеральном сайте reformagkh.ru. Упомянутые в статье 52 млрд. рублей, собранные по России в целом на капремонт, там показаны в разрезе каждого субъекта. Все данные по нашему региону, в том числе в каких домах в текущем году будут производиться работы, имеются на сайте регионального фонда rfkr04.ru, адрес которого имеется в каждой квитанции, высылаемой гражданам на оплату, отметили наши собеседницы.

Но этим допущенные в статье неточности не исчерпываются. С. Шефер, отметили гостьи редакции, пишет, что законодатели провели «работу над ошибками», освободив на пять лет от взносов на капремонт жителей новостроек. Но о каких «ошибках» идет речь? Ведь взносы жителей дома идут в копилку средств, которые в любом случае направят на ремонт данного дома. Действительно, согласно 176-му Федеральному закону собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения действующей региональной программы, могут быть освобождены от уплаты взносов на срок до пяти лет – по усмотрению законодательного органа субъекта. В нашем регионе такое предложение тоже рассматривается. Но собственникам следует понимать, что накопить достаточные средства для проведения капремонта как можно скорее – в их интересах. Иначе, когда возникнет необходимость, денег у жильцов может попросту не хватить.

То же касается «недавно вскрывшейся проблемы», связанной с переходом собственников от аккумулирования средств в «общем котле» к открытию спецсчета дома, для которого действительно требуется два года. Во-первых, отметила Эльвира Петровна, такой порядок был предусмотрен законодательством изначально – с 2012-го. Во-вторых, все накопленные за эти два года средства, перечисляемые жителями дома, будут возвращены на их спецсчет. Не прав автор заметки и в том, что жители в большинстве попали в «общий котел» по умолчанию. По словам Галины Ширыкаловой, в 2014 году проводились общие собрания жильцов многоквартирных домов. Участвовавшие в них представители ФКР разъясняли собственникам их право выбора формы накопления средств. Однако по Республике Алтай только пять процентов собственников изъявили желание открыть спецсчета.

И вновь искажения фактов

Комментируемая статья содержит немало искажений фактов, подобных приведенным выше. Например, ее автор предлагает расширять права собственников по контролю за капремонтом, считая их недостаточными. Однако это не так: сами собственники или их представители участвуют во всех стадиях проведения ремонта – и в отборе подрядных организаций, и в утверждении проектно-сметной документации, и в приемке выполненных работ. Без их подписи они попросту не могут быть приняты.

Еще одна цитата: «Государство без каких-либо обязательств перед плательщиками решает, когда проводить ремонт и проводить ли его вообще», — утверждает С. Шефер. «Это неверно, — объяснила гендиректор фонда. — Государство проводит ремонт в соответствии с утвержденной региональной программой, которая формируется на основании данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов, который проводится во всех муниципальных образованиях». В каждом муниципалитете существует комиссия, которая определяет сроки проведения внеочередного капитального ремонта в том или ином многоквартирном доме на основании технического заключения, если работы требуется провести срочно. Законом установлена четкая последовательность действий, поэтому невозможна ситуация, чтобы какой-то чиновник на свое усмотрение решал вопрос о проведении капитального ремонта.

Автор также пишет, что Госдума ограничивает срок ремонта тремя годами. На самом же деле речь здесь идет лишь о плановом периоде. Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах рассчитана на 30 лет, однако в ее рамках ведется и краткосрочное планирование. Так, с 1 января 2017 года законодатели вводят требование разработки на местах трехлетних краткосрочных планов. Это делается в целях конкретизации планирования работ, пояснила Эльвира Гуляева.

Неясна и фраза о том, что «закупка стройматериалов по закону теперь должна проводиться только на конкурсной основе». Она производится в рамках всего комплекса работ, выполняемых подрядчиком. А отбор подрядных организаций осуществляется в порядке, утвержденном правительством региона. Согласно изменениям, внесенным в законодательство 29 июня нынешнего года, разработают единый порядок отбора подрядчиков, которым будут руководствоваться все субъекты РФ с 1 января 2016-го.

Также неправильно трактовал С. Шефер инициативу, касающуюся одиноких пожилых пенсионеров, которых законодатели «намерены освободить от взносов за капремонт». На деле пока лишь обсуждается предложение о том, чтобы для одиноко проживающих граждан старше 80 лет, не имеющих наследников, предусмотреть возможность деприватизации жилья, которое впоследствии переходило бы в собственность муниципального образования. В таком случае указанный гражданин будет жить в квартире соцнайма и взносы за него будет платить муниципалитет.

Однако не стоит забывать, что государством предусмотрены меры социальной поддержки граждан по оплате за жилое помещение, в которую входят и взносы на капитальный ремонт. В соответствии с Федеральным законом №200-ФЗ они распространяются на инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, блокадников, членов семей погибших (умерших) участников войны и ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся вредным воздействиям вследствие чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также на инвалидов и семьи с детьми-инвалидами, проживающих в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

На региональном уровне, отметила Эльвира Гуляева, при наличии средств в бюджете список льготников может быть расширен.

 

Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS 2.0 Комментарии сейчас закрыты, но вы можете оставить трекбек.